К сожалению, так сложилось, что сегодня далёкие от труда на ниве озеленения курорта люди, просвещают городскую общественность об истоках зарождения «сочинского стиля», выдают свои догадки и цитаты из книг о мифическом тандеме архитекторов и озеленителей как непреложную истину. Поэтому хочется поделиться с вами своим видением происхождения методов и приемов, применяемых в зеленом оформлении улиц и парков курорта, основанном на личном общении и взаимодействии с мастерами этой отрасли города того времени.
(Фитофантазия Сергея Венчагова Сочи)
Феномен успеха знаменитого сочинского стиля озеленения случился в результате искусного внедрения в ландшафтный дизайн советской школы аранжировки (современной флористики), основы которой лежат в природном стиле, зародившемся в начале XIX века в Европе. Особенно ярко, это явление, впоследствии пустившее сочинские корни, прослеживается в работах школы, которую возглавлял патриарх отечественной аранжировки, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР Михаил Мамулашвили (1873—1973).
(Сад Мцхета композиции Михаила Мамулашвили)
Михо Мамулашвили прожил 100 лет, был уважаемым садоводом, как при дворах царских наместников, так и незаменимым и почитаемым человеком при советской власти. Говорят, что даже оформление основных траурных венков на похоронах Сталина доверили тоже ему. Он вошел в историю как один из отцов советского искусства аранжировки. Ведь слово «флористика» вошло в профессиональный лексикон уже во второй половине 90х годов и отдельного одноименного профессионального направления в СССР не существовало.
(Сад Мцхета композиция Михаила Мамулашвили)
Наиболее характерным в его творчестве было подражание природе, использование в композициях коряг, камней, различных плетеных предметов. Насыщенность и многоцветье красок юга, применение этнографических аксессуаров, - все это придавало глубоко национальный колорит работам мастера. Он широко использовал и развил в своем творчестве традиционную европейскую форму композиции в виде «плато». Это любая плоскость, покрытая мхом, почвопокровными растениями, на которой располагалось бесконечное множество вариантов картин из цветов, камней, коряг и прочих предметов.
(Мцхета сад М. Мамулашвили современное состояние)
(Фитофантазия С.Венчагова современное состояние)
Грузинский мастер, именем которого названа улица в городе Мцхета, воспитал целую плеяду художников, чьи работы впоследствии удостаивались высоких оценок на Всесоюзных и Международных выставках. И, конечно, не обошло влияние его творчества и специалистов озеленителей из Сочи.
(Мастера двух поколений за работой)
Прибывавшим по распределению в сочинские курортные учреждения и хозяйства из аграрных вузов страны молодым специалистам для работы в парках в нагрузку доставались функции флористов. Они оформляли цветами холлы и залы для приема гостей и проведения мероприятий, да и в парках творческая художественная часть работы агронома всё больше преобладала. Не стали исключением Сергей Ильич Венчагов и Наталья Ивановна Зотова, Олег Иванович Туровский и Владимир Андреевич Петухов, Подколзина Нина Ивановна и некоторые другие озеленители того времени.
(Работа сочинских озеленителей)
Сочинские специалисты искали все, что было доступно и возможно для изучения и применения в своей творческой практике. Например, Сергей Ильич был знаком с Михо Александровичем лично. Поддерживал общение с его дочерью, и бывал в его саду в городе Мцхета. Который, скорее всего и вдохновил его на творческое создание любимого гостями и жителями города уголка «Фитофантазия».
В сети вы сможете посмотреть короткометражный фильм Отара Иоселеани «Цветок, которого никто не может найти», сделанный в 1959 году. Текст фильма заставила приложить цензура и, вероятно, повлияла на сам сюжет. Но о том, как работал Михо Мамулашвили, мы cможем понять, и увидеть его композиции. Удивительная схожесть приемов - на лицо. Более того, рабочий стол грузинского аранжировщика из спиленного огромного пня сильно напоминает стол, который сделал Сергей Венчагов для своей бригады на участке у Зимнего театра.
(На фото слева сад Мцхета стол-пень Мамулашвили. Справа Фитофантазия стол бригады Венчагова)
Владимир Петухов, который сегодня занимается восстановлением зеленых уголков Венчагова, познакомился с Сергеем Ильичом еще студентом, когда проходил преддипломную практику при Дендрарии. После защиты в 1969 году дипломной работы «Анализ композиций парков черноморского побережья» его направили на работу в УКХ Краснодарского края, а оттуда - в Сочи. Венчагов приютил его у себя дома на первое время в бараке на Бочаровом Ручье. Они много общались и обменивались своими задумками.
(Композиция Сергея Венчагова возле кинотеатра "Стерео")
(Фрагмент композиции "Хиросима" Петухова В.А.город ОСАКА 1990 год)
По прошествии небольшого количества времени, молодой специалист утвердился и освоился в профессии, городе и задачах, которые перед ним ставило руководство. И с большим трудом, но решительностью и настойчивостью, успешно их реализовывал. Вскоре Владимира Петухова назначают старшим ландшафтным архитектором треста зелено-паркового хозяйства и далее руководителем ландшафтной группы ПСБ УКХ Горисполкома Сочи.
(Работа озеленителей Сочи)
Выпускнику Мичуринского Сельскохозяйственного института, агроному по специальности поручают разработать план практической реализации концепции «Город-сад». Теперь оторванная от местных реалий кабинетная документация, касающаяся курортного благоустройства от множества проектных организаций города и края, стекалась в проектно-сметное бюро УКХ, и в части озеленения перерабатывалась в соответствии с поставленными задачами и адаптировалась к производственным реальностям. Здесь же формировались потребности для выращивания посадочного материала и распределялись по хозяйствам города.
(Композиция "Цветущие столбы" Владимира Петухова)
Сегодня старых специалистов, знающих и владеющих неповторимым сочинским стилем озеленения, в городе остались единицы. И его феномен лежит вовсе не в участии архитекторов в работе команд именитых озеленителей, а в профессиональном синтезе и творческом внедрении приёмов советской аранжировки в ландшафтное искусство в условиях городской среды, с нарушением всех норм, сформированных на тот момент в ландшафтном строительстве. Эффект от такого скрещивания отдалённых направлений и стал этим феноменальным явлением, который назвали сочинским стилем.
По воспоминаниям соратников Венчагова, вся работа архитекторов заключалась в том, чтобы не мешать. В случае Сергея Ильича это было и не возможно, ведь характер у него был - «только так и никак иначе». Рисовать он не умел, и согласовывать было нечего. А высокий результат почестей, который они разделили с сочинскими озеленителями, стал возможен благодаря профессиональному чутью и практическому опыту людей, работающих на улицах с живым зеленым материалом и не боящихся экспериментировать.
(Композиция Сергея Венчагова возле гостиницы Москва)
Заслуга Сергея Венчагова в художественном озеленении курорта, конечно, неоспорима. Но, справедливости ради надо заметить, что свой неоценимый труд, старания и таланты приложили ещё ряд специалистов зеленой отрасли курорта, без которых та высокая оценка «сочинского стиля озеленения» была бы недостижима.
(Работа сочинских озеленителей)
А вот представление к государственной премии и утверждение кандидатур происходило строго согласно партийного порядка и регламента. Потому хотелось бы устранить эту несправедливость по отношению к ветеранам, создававшим зеленое убранство нашего города и осветить работы других участников, строивших город-сад, в наших последующих публикациях.
Продолжение следует…
Автор Алексей Петухов руководитель агрофирмы "Садовод"